Богадельня при храме Живоначальной Троицы в Болтино
В 1863 г. по просьбе причта и прихожан села Болтино Московского уезда Московская губернская строительная и дорожная комиссия рассматривала проект на постройку каменной трехпрестольной церкви с колокольней. В январе 1864 г. проект утвердили и в летний строительный период того же года вплоть до 1866 г. шло строительство новой Свято-Троицкой церкви с приделами преподобного Кирилла Белозерского и святого Алексия человека Божия. Придел преподобного Кирилла был устроен в память принадлежности приходских селений Кирилло-Белозерскому монастырю (сельцо Пирогово стало монастырским владением со второй половины XVI столетия).
Первое упоминание о приходской богадельне в Болтине относится к 1879 г., когда московский 1 гильдии купец и фабрикант Петр Андреевич Чернышев получил от общества болтинских крестьян участок земли, на котором позже была возведена каменная одноэтажная богадельня. На своем сходе от 17 апреля 1879 г. крестьяне села Болтина постановили: «(…) допускаем построить в нашем селении каменную богадельню г‑ми Чернышевыми и уступить в пользу церкви, без всякого препятствия от нас, сколько необходимо будет нужно количество земли для постройки».
Владелец Пироговской фабрики П.А. Чернышев в июне 1882 г. решил передать построенное здание богадельни в Болтине и капитал в 4000 рублей серебром в церковную собственность, о чем он дал подписку своему духовному отцу — благочинному церквей Московского уезда настоятелю Свято-Троицкой церкви в селе Болтино священнику Иоанну Голубеву. В тексте подписки, датированной 30 июнем 1882 г., в частности сообщалось, что Петр Андреев Чернышев «(…) каменную богадельню для вечного поминовения родителей моих Андрея, Пелагеи и Никандра, с пристройками к ней, жертвует в пользу церкви села Болтина». Капитал в 4 000 рублей серебром должен был гарантировать существование богаделенных в случае материальных трудностей для благодетеля, который «не желал оставлять призреваемых в богадельне без всевозможного обеспечения». Проценты с этой суммы через священника Троицкого храма и церковного старосты, должны были употребляться на содержание призреваемых.
Сохранились чертежи каменной одноэтажной, с высокой крышей, богадельни: фасады с восточной и южной сторон, план расположения помещений. Проект выполнил не профессиональный архитектор, а вероятно техник, работающий на предприятии Чернышевых. На рисунке южного фасада богадельни сохранилась его подпись: «Иван Петров Напольнов». На плане богаделенной постройки обозначены в каменной части — мужское и женское отделение, кухня, баня. К каменному зданию примыкали деревянные сени с погребом и ретирадами.
Кончина благотворителя П.А. Чернышева, последовавшая в сентябре 1882 г., приостановила процесс передачи болтинской богадельни в собственность Свято-Троицкой церкви. Отец Иоанн Голубев обратился с прошением к митрополиту Московскому и Коломенскому Иоанникию (Рудневу) за разъяснением, как в дальнейшем обеспечивать призреваемых в богадельне, так как пожертвованная в банк сумма в 4 000 рублей по желанию жертвователя должна быть неприкосновенна, а для пользования были представлены проценты с нее. Позже оказалось, что в своем духовном завещании П.А. Черныщев не оставил без внимания болтинскую богадельню и завещал «на нужды богадельни Троицкой в селе Болтине церкви 3 000 рублей государственными процентными восточного займа бумагами».
Московская Духовная Консистория предписала благочинному собрать все подробности о наличии документов необходимых законного процесса пожертвования церкви богадельни, а так же об уступленной под нее обществом крестьян села Болтано земле. Представить пакет документов для «испрашивания надлежащего разрешения на укрепление за церковью жертвуемой земли». Указ из Консистории был послан благочинному священнику Иоанну Голубеву 8 декабря 1882 г.
Однако за смертью в 1886 г. отца Иоанна дело об укреплении богадельни за Троицким храмом опять приостановилось и имело продолжение лишь в 1890 г., когда новый благочинный Владимирской церкви села Мытищи священник Иоанн Воскресенский представил Консистории, что московский купец Михаил Андреевич Чернышев подготовил необходимые документы в Св. Синод для закрепления за Троицкой церкви села Болтано земли и здания богадельни.
В октябре 1889 г. состоялся сход крестьян Московской губернии и уезда Троицкой волости села Болтина, на котором крестьяне подтвердили свое прежнее решение: «земля находится под богадельней мы жертвуем её в пользу церкви без всякого препятствия»9. В 1890 г. стоявшее рядом с богадельней ветхое деревянное здание церковно-приходского училища, существовавшее в Болтине на средства Чернышевых с 1868 по 1888 гг., было пожертвовано М.А. Чернышевым в собственность Свято-Троицкой церкви или, как было им записано в дарственном акте, «в полное церкви распоряжение». Таким образом, на одном участке земли образовался церковный ансамбль из приходской богадельни и церковно-приходской школы. Настоятелем Свято-Троицкой церкви был священник Димитрий Иванович Голубев, причетнические должности занимали Владимир Никольский и Василий Сироткин. Благочинный Иоанн Воскресенский докладывал в Московскую Духовную Консисторию, что пожертвованный училищный дом по своей крайней ветхости годится только в сломку, с использованием материалов на протопку церкви и богадельни. Он же в июле представил в Консисторию подробное донесение о пожертвованной крестьянами под богадельню земле и о самом здании богадельни, обеспеченной двумя вкладами П.А. Чернышева общей суммой в 7 000 рублей.
В протоколе Московской Духовной Консистории от 28 сентября 1890 г. записано решение:
«Так как выстроенные для богадельни и училища здания при Троицкой в селе церковными и означать в церковных и других документах, где будет следовать, церковными».
Заведующим богадельней по определению Консистории считался настоятель Свято-Троицкой церкви, а должность казначея занимал церковный староста. Для ведения приходно-расходных ведомостей по богадельне от Консистории выдавалась особая книга, не зависящая от общих приходно-расходных ведомостей Троицкого храма. Капитал, завещанный в пользу богадельни П.А. Чернышевым, был положен в кредитные учреждения в «выгодные процентные государственные бумаги».
Старое здание приходского училища было разобрано и в 1892 г. на средства московского купца и потомственного почетного гражданина Сергея Ивановича Чернышева было построено новое здание для церковно-приходской школы, за что он был награжден «за труды по народному образованию» памятной Библией с надписью от Св. Синода. Заведующим и законоучителем ЦПШ с 1892 г. числился священник Димитрий Голуцбев. На его же средства к богадельне был пристроен второй этаж, что произошло вероятно после 1904 г., когда С.И. Чернышев был вновь избран в церковные старосты к Троицкой в селе Болтине церкви.
По данным клировой ведомости за 1911 г. Свято – Троицкой церкви в Болтине принадлежали «каменная двухэтажная богадельня и деревянная одноэтажная церковно-приходская школа». В церковной богадельне числилось призреваемых 13 мужчин и 17 женщин. Причт Свято-Троицкого храма состоял из священника Димитрия Голубева и псаломщика Василия Сироткина. После кончины в 1899 г. псаломщика Никольского вторая причетническая вакансия была упразднена.
После октябрьской революции 1917 г. новые власти своими декретами, опубликованными в январе 1918 г. лишили Русскую Православную Церковь принадлежащей ей недвижимости и капитала. Бывшая церковная собственность была муниципализирована и передана в ведение учреждений местного и уездного Совдепов: богадельня — в МОСО (Московский уездный отдел социального обеспечения) и церковно-приходская школа — в МОНО (Московский уездный отдел народного образования). Все церковные деньги, лежащие на счетах государственного банка, были конфискованы.