Богадельня при храме Живоначальной Троицы в Болтино

Храм во имя Свя­той и Живо­на­чаль­ной Тро­и­цы в селе Бол­тине на Клязь­ме изве­стен с XVI сто­ле­тия. В это вре­мя в Бол­тине, при­сел­ке двор­цо­во­го села Тай­нин­ско­го, суще­ство­ва­ла дере­вян­ная цер­ковь, с выде­лен­ной цер­ков­ной пашен­ной и сено­кос­ной зем­лей. Этот дере­вян­ный храм неод­но­крат­но воз­об­нов­лял­ся, вплоть до послед­ней его построй­ки в 1771 г. Свя­то-Тро­иц­кая цер­ковь была дере­вян­но­го зда­ния с коло­коль­ней, с одним пре­сто­лом. Она назы­ва­лась в доку­мен­тах XIX сто­ле­тия «холод­ной», т.е. без устрой­ства отоп­ле­ния. Цер­ков­ная уса­деб­ная зем­ля с дво­ра­ми и ого­ро­да­ми прич­та рас­по­ла­га­лась вбли­зи церк­ви и кладбища.
Здание богадельни Свято-Троицкого храма в Болтино

В 1863 г. по прось­бе прич­та и при­хо­жан села Бол­ти­но Мос­ков­ско­го уез­да Мос­ков­ская губерн­ская стро­и­тель­ная и дорож­ная комис­сия рас­смат­ри­ва­ла про­ект на построй­ку камен­ной трех­пре­столь­ной церк­ви с коло­коль­ней. В янва­ре 1864 г. про­ект утвер­ди­ли и в лет­ний стро­и­тель­ный пери­од того же года вплоть до 1866 г. шло стро­и­тель­ство новой Свя­то-Тро­иц­кой церк­ви с при­де­ла­ми пре­по­доб­но­го Кирил­ла Бело­зер­ско­го и свя­то­го Алек­сия чело­ве­ка Божия. При­дел пре­по­доб­но­го Кирил­ла был устро­ен в память при­над­леж­но­сти при­ход­ских селе­ний Кирил­ло-Бело­зер­ско­му мона­сты­рю (сель­цо Пиро­го­во ста­ло мона­стыр­ским вла­де­ни­ем со вто­рой поло­ви­ны XVI столетия).

Глав­ны­ми бла­го­тво­ри­те­ля­ми Свя­то-Тро­иц­ко­го хра­ма со вре­ме­ни постро­е­ния камен­ной церк­ви ста­ли вла­дель­цы фаб­ри­ки при сель­це Пиро­го­ве бога­тые мос­ков­ские куп­цы Чер­ны­ше­вы. Они вкла­ды­ва­ли в новый храм цен­ные риз­нич­ные вещи, обнов­ля­ли ико­ны, обу­стра­и­ва­ли цер­ков­ный при­чт. Важ­ней­ши­ми цер­ков­но-бла­го­тво­ри­тель­ны­ми дела­ми Чер­ны­ше­вых ста­ло устрой­ство в селе Бол­тине при­ход­ско­го учи­ли­ща и поз­же при­ход­ской сме­шан­ной богадельни.

Пер­вое упо­ми­на­ние о при­ход­ской бога­дельне в Бол­тине отно­сит­ся к 1879 г., когда мос­ков­ский 1 гиль­дии купец и фаб­ри­кант Петр Андре­евич Чер­ны­шев полу­чил от обще­ства бол­тин­ских кре­стьян уча­сток зем­ли, на кото­ром поз­же была воз­ве­де­на камен­ная одно­этаж­ная бога­дель­ня. На сво­ем схо­де от 17 апре­ля 1879 г. кре­стьяне села Бол­ти­на поста­но­ви­ли: «(…) допус­ка­ем постро­ить в нашем селе­нии камен­ную бога­дель­ню г‑ми Чер­ны­ше­вы­ми и усту­пить в поль­зу церк­ви, без вся­ко­го пре­пят­ствия от нас, сколь­ко необ­хо­ди­мо будет нуж­но коли­че­ство зем­ли для постройки».

Вла­де­лец Пиро­гов­ской фаб­ри­ки П.А. Чер­ны­шев в июне 1882 г. решил пере­дать постро­ен­ное зда­ние бога­дель­ни в Бол­тине и капи­тал в 4000 руб­лей сереб­ром в цер­ков­ную соб­ствен­ность, о чем он дал под­пис­ку сво­е­му духов­но­му отцу — бла­го­чин­но­му церк­вей Мос­ков­ско­го уез­да насто­я­те­лю Свя­то-Тро­иц­кой церк­ви в селе Бол­ти­но свя­щен­ни­ку Иоан­ну Голу­бе­ву. В тек­сте под­пис­ки, дати­ро­ван­ной 30 июнем 1882 г., в част­но­сти сооб­ща­лось, что Петр Андре­ев Чер­ны­шев «(…) камен­ную бога­дель­ню для веч­но­го поми­но­ве­ния роди­те­лей моих Андрея, Пела­геи и Никанд­ра, с при­строй­ка­ми к ней, жерт­ву­ет в поль­зу церк­ви села Бол­ти­на». Капи­тал в 4 000 руб­лей сереб­ром дол­жен был гаран­ти­ро­вать суще­ство­ва­ние бога­де­лен­ных в слу­чае мате­ри­аль­ных труд­но­стей для бла­го­де­те­ля, кото­рый «не желал остав­лять при­з­ре­ва­е­мых в бога­дельне без все­воз­мож­но­го обес­пе­че­ния». Про­цен­ты с этой сум­мы через свя­щен­ни­ка Тро­иц­ко­го хра­ма и цер­ков­но­го ста­ро­сты, долж­ны были упо­треб­лять­ся на содер­жа­ние призреваемых.

Сохра­ни­лись чер­те­жи камен­ной одно­этаж­ной, с высо­кой кры­шей, бога­дель­ни: фаса­ды с восточ­ной и южной сто­рон, план рас­по­ло­же­ния поме­ще­ний. Про­ект выпол­нил не про­фес­си­о­наль­ный архи­тек­тор, а веро­ят­но тех­ник, рабо­та­ю­щий на пред­при­я­тии Чер­ны­ше­вых. На рисун­ке южно­го фаса­да бога­дель­ни сохра­ни­лась его под­пись: «Иван Пет­ров Наполь­нов». На плане бога­де­лен­ной построй­ки обо­зна­че­ны в камен­ной части — муж­ское и жен­ское отде­ле­ние, кух­ня, баня. К камен­но­му зда­нию при­мы­ка­ли дере­вян­ные сени с погре­бом и ретирадами.

Кон­чи­на бла­го­тво­ри­те­ля П.А. Чер­ны­ше­ва, после­до­вав­шая в сен­тяб­ре 1882 г., при­оста­но­ви­ла про­цесс пере­да­чи бол­тин­ской бога­дель­ни в соб­ствен­ность Свя­то-Тро­иц­кой церк­ви. Отец Иоанн Голу­бев обра­тил­ся с про­ше­ни­ем к мит­ро­по­ли­ту Мос­ков­ско­му и Коло­мен­ско­му Иоан­ни­кию (Руд­не­ву) за разъ­яс­не­ни­ем, как в даль­ней­шем обес­пе­чи­вать при­з­ре­ва­е­мых в бога­дельне, так как пожерт­во­ван­ная в банк сум­ма в 4 000 руб­лей по жела­нию жерт­во­ва­те­ля долж­на быть непри­кос­но­вен­на, а для поль­зо­ва­ния были пред­став­ле­ны про­цен­ты с нее. Поз­же ока­за­лось, что в сво­ем духов­ном заве­ща­нии П.А. Чер­ны­щев не оста­вил без вни­ма­ния бол­тин­скую бога­дель­ню и заве­щал «на нуж­ды бога­дель­ни Тро­иц­кой в селе Бол­тине церк­ви 3 000 руб­лей госу­дар­ствен­ны­ми про­цент­ны­ми восточ­но­го зай­ма бумагами».

БОГАДЕЛЬНЯ церкви Святой и Живоначальной Троицы
в селе Болтино Мытищинского района
БОГАДЕЛЬНЯ церкви Святой и Живоначальной Троицы
в селе Болтино Мытищинского района
БОГАДЕЛЬНЯ церкви Святой и Живоначальной Троицы
в селе Болтино Мытищинского района
БОГАДЕЛЬНЯ церкви Святой и Живоначальной Троицы
в селе Болтино Мытищинского района

Мос­ков­ская Духов­ная Кон­си­сто­рия пред­пи­са­ла бла­го­чин­но­му собрать все подроб­но­сти о нали­чии доку­мен­тов необ­хо­ди­мых закон­но­го про­цес­са пожерт­во­ва­ния церк­ви бога­дель­ни, а так же об уступ­лен­ной под нее обще­ством кре­стьян села Бол­та­но зем­ле. Пред­ста­вить пакет доку­мен­тов для «испра­ши­ва­ния над­ле­жа­ще­го раз­ре­ше­ния на укреп­ле­ние за цер­ко­вью жерт­ву­е­мой зем­ли». Указ из Кон­си­сто­рии был послан бла­го­чин­но­му свя­щен­ни­ку Иоан­ну Голу­бе­ву 8 декаб­ря 1882 г.

Одна­ко за смер­тью в 1886 г. отца Иоан­на дело об укреп­ле­нии бога­дель­ни за Тро­иц­ким хра­мом опять при­оста­но­ви­лось и име­ло про­дол­же­ние лишь в 1890 г., когда новый бла­го­чин­ный Вла­ди­мир­ской церк­ви села Мыти­щи свя­щен­ник Иоанн Вос­кре­сен­ский пред­ста­вил Кон­си­сто­рии, что мос­ков­ский купец Миха­ил Андре­евич Чер­ны­шев под­го­то­вил необ­хо­ди­мые доку­мен­ты в Св. Синод для закреп­ле­ния за Тро­иц­кой церк­ви села Бол­та­но зем­ли и зда­ния богадельни.

В октяб­ре 1889 г. состо­ял­ся сход кре­стьян Мос­ков­ской губер­нии и уез­да Тро­иц­кой воло­сти села Бол­ти­на, на кото­ром кре­стьяне под­твер­ди­ли свое преж­нее реше­ние: «зем­ля нахо­дит­ся под бога­дель­ней мы жерт­ву­ем её в поль­зу церк­ви без вся­ко­го препятствия»9. В 1890 г. сто­яв­шее рядом с бога­дель­ней вет­хое дере­вян­ное зда­ние цер­ков­но-при­ход­ско­го учи­ли­ща, суще­ство­вав­шее в Бол­тине на сред­ства Чер­ны­ше­вых с 1868 по 1888 гг., было пожерт­во­ва­но М.А. Чер­ны­ше­вым в соб­ствен­ность Свя­то-Тро­иц­кой церк­ви или, как было им запи­са­но в дар­ствен­ном акте, «в пол­ное церк­ви рас­по­ря­же­ние». Таким обра­зом, на одном участ­ке зем­ли обра­зо­вал­ся цер­ков­ный ансамбль из при­ход­ской бога­дель­ни и цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы. Насто­я­те­лем Свя­то-Тро­иц­кой церк­ви был свя­щен­ник Димит­рий Ива­но­вич Голу­бев, при­чет­ни­че­ские долж­но­сти зани­ма­ли Вла­ди­мир Николь­ский и Васи­лий Сирот­кин. Бла­го­чин­ный Иоанн Вос­кре­сен­ский докла­ды­вал в Мос­ков­скую Духов­ную Кон­си­сто­рию, что пожерт­во­ван­ный учи­лищ­ный дом по сво­ей край­ней вет­хо­сти годит­ся толь­ко в слом­ку, с исполь­зо­ва­ни­ем мате­ри­а­лов на про­топ­ку церк­ви и бога­дель­ни. Он же в июле пред­ста­вил в Кон­си­сто­рию подроб­ное доне­се­ние о пожерт­во­ван­ной кре­стья­на­ми под бога­дель­ню зем­ле и о самом зда­нии бога­дель­ни, обес­пе­чен­ной дву­мя вкла­да­ми П.А. Чер­ны­ше­ва общей сум­мой в 7 000 рублей.

В про­то­ко­ле Мос­ков­ской Духов­ной Кон­си­сто­рии от 28 сен­тяб­ря 1890 г. запи­са­но решение:

«Так как выстро­ен­ные для бога­дель­ни и учи­ли­ща зда­ния при Тро­иц­кой в селе цер­ков­ны­ми и озна­чать в цер­ков­ных и дру­гих доку­мен­тах, где будет сле­до­вать, церковными».

Заве­ду­ю­щим бога­дель­ней по опре­де­ле­нию Кон­си­сто­рии счи­тал­ся насто­я­тель Свя­то-Тро­иц­кой церк­ви, а долж­ность каз­на­чея зани­мал цер­ков­ный ста­ро­ста. Для веде­ния при­ход­но-рас­ход­ных ведо­мо­стей по бога­дельне от Кон­си­сто­рии выда­ва­лась осо­бая кни­га, не зави­ся­щая от общих при­ход­но-рас­ход­ных ведо­мо­стей Тро­иц­ко­го хра­ма. Капи­тал, заве­щан­ный в поль­зу бога­дель­ни П.А. Чер­ны­ше­вым, был поло­жен в кре­дит­ные учре­жде­ния в «выгод­ные про­цент­ные госу­дар­ствен­ные бумаги».

Ста­рое зда­ние при­ход­ско­го учи­ли­ща было разо­бра­но и в 1892 г. на сред­ства мос­ков­ско­го куп­ца и потом­ствен­но­го почет­но­го граж­да­ни­на Сер­гея Ива­но­ви­ча Чер­ны­ше­ва было постро­е­но новое зда­ние для цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы, за что он был награж­ден «за тру­ды по народ­но­му обра­зо­ва­нию» памят­ной Биб­ли­ей с над­пи­сью от Св. Сино­да. Заве­ду­ю­щим и зако­но­учи­те­лем ЦПШ с 1892 г. чис­лил­ся свя­щен­ник Димит­рий Голуц­бев. На его же сред­ства к бога­дельне был при­стро­ен вто­рой этаж, что про­изо­шло веро­ят­но после 1904 г., когда С.И. Чер­ны­шев был вновь избран в цер­ков­ные ста­ро­сты к Тро­иц­кой в селе Бол­тине церкви.

По дан­ным кли­ро­вой ведо­мо­сти за 1911 г. Свя­то – Тро­иц­кой церк­ви в Бол­тине при­над­ле­жа­ли «камен­ная двух­этаж­ная бога­дель­ня и дере­вян­ная одно­этаж­ная цер­ков­но-при­ход­ская шко­ла». В цер­ков­ной бога­дельне чис­ли­лось при­з­ре­ва­е­мых 13 муж­чин и 17 жен­щин. При­чт Свя­то-Тро­иц­ко­го хра­ма состо­ял из свя­щен­ни­ка Димит­рия Голу­бе­ва и пса­лом­щи­ка Васи­лия Сирот­ки­на. После кон­чи­ны в 1899 г. пса­лом­щи­ка Николь­ско­го вто­рая при­чет­ни­че­ская вакан­сия была упразднена.

После октябрь­ской рево­лю­ции 1917 г. новые вла­сти сво­и­ми декре­та­ми, опуб­ли­ко­ван­ны­ми в янва­ре 1918 г. лиши­ли Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь при­над­ле­жа­щей ей недви­жи­мо­сти и капи­та­ла. Быв­шая цер­ков­ная соб­ствен­ность была муни­ци­па­ли­зи­ро­ва­на и пере­да­на в веде­ние учре­жде­ний мест­но­го и уезд­но­го Сов­де­пов: бога­дель­ня — в МОСО (Мос­ков­ский уезд­ный отдел соци­аль­но­го обес­пе­че­ния) и цер­ков­но-при­ход­ская шко­ла — в МОНО (Мос­ков­ский уезд­ный отдел народ­но­го обра­зо­ва­ния). Все цер­ков­ные день­ги, лежа­щие на сче­тах госу­дар­ствен­но­го бан­ка, были конфискованы.