Баландина Светлана Викторовна

Житие свя­то­го Алексия

Чело­ве­ка Божиего

Cын знат­ных рим­лян и бла­го­че­сти­вых хри­сти­ан Евфи­ми­а­на и Агла­и­ды, мно­гие века вол­ну­ет умы и тро­га­ет серд­ца верующих.

В V веке Алек­сий оста­вил бога­тый дом, моло­дую супру­гу цар­ствен­ных кро­вей и, ушел стран­ство­вать Хри­ста ради. Ухо­дя, он отдал моло­дой жене свой золо­той пер­стень со сло­ва­ми: «Хра­ни это, и да будет меж­ду нами Гос­подь, доко­ле не обно­вит нас Сво­ею благодатью».

Алек­сий добрал­ся до горо­да Эдес­сы, где хра­нил­ся Неру­ко­твор­ный образ Гос­по­да, раз­дал все свое иму­ще­ство нуж­да­ю­щим­ся. Сам пере­одел­ся в лох­мо­тья нище­го и стал про­сить пода­я­ние в при­тво­ре хра­ма Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Сем­на­дцать лет про­вел Алек­сей, молясь ночью, а днем соби­рая милостыню.

Слу­ги Евфи­ми­а­на и Агла­и­ды послан­ные на поис­ки Алек­сия, не узна­ли сво­е­го измож­ден­но­го гос­по­ди­на, питав­ше­го­ся лишь хле­бом и водой. Но сама Пре­чи­стая Бого­ро­ди­ца, явив­шись во сне цер­ков­но­му сто­ро­жу, откры­ла, что нищий Алек­сий — есть чело­век Божий.

Когда же жите­ли Эдес­сы ста­ли чтить его, свя­той тай­но бежал. Он наме­ре­вал­ся отпра­вить­ся в город Тарс, но корабль, на кото­ром плыл пре­по­доб­ный Алек­сий, в бурю сбил­ся с кур­са и при­стал к бере­гам Ита­лии, неда­ле­ко от Рима. Узрев в том про­мы­сел Божий, свя­той пошел к дому отца сво­е­го, ибо был уве­рен, что его не узна­ют. Евфи­ми­ан был рад при­нять нище­го, дал ему место в доме, велел носить пищу с хозяй­ско­го стола.

Слу­ги из зави­сти оскорб­ля­ли нище­го, но пре­по­доб­ный Алек­сий при­ни­мал изде­ва­тель­ства со сми­ре­ни­ем и радо­стью. Так еще сем­на­дцать лет про­вел Алек­сей в посте и молит­ве. Когда же при­бли­зил­ся час кон­чи­ны, свя­той напи­сал всю жизнь свою, и то тай­ное, что было извест­но отцу с мате­рью, и сло­ва, ска­зан­ные жене. В вос­кре­се­нье после Боже­ствен­ной литур­гии в собо­ре свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра совер­ши­лось чудо. От свя­то­го пре­сто­ла изшел глас свыше:

«Ищи­те чело­ве­ка Божия, что­бы он помо­лил­ся о Риме и всем наро­де его».

Весь народ в ужа­се и вос­тор­ге пал ниц. В чет­верг вече­ром в собо­ре апо­сто­ла Пет­ра моли­ли Гос­по­да открыть им чело­ве­ка Божия – и с пре­сто­ла вновь изшел глас:

«В доме Евфи­ми­а­на – чело­век Божий, там ищите».

К свя­то­му Алек­сию был при­став­лен слу­га. Он рас­ска­зал Евфи­ми­а­ну о его пра­вед­но­сти и, тот поспе­шил к сыну, кото­ро­го не узнал, но уже не застал его в живых. Лик бла­жен­но почив­ше­го Алек­сия сиял незем­ным све­том. Сви­ток с его жиз­не­опи­са­ни­ем был про­чи­тан чте­цом хра­ма во имя свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра. Отец, мать и жена пре­по­доб­но­го Алек­сия с пла­чем при­па­ли к его телу, покло­ни­лись чест­ным останкам.

Ложе с телом пре­по­доб­но­го Алек­сия было постав­ле­но посре­ди цен­траль­ной пло­ща­ди. Сюда стал сте­кать­ся народ, что­бы очи­стить­ся и раз­ре­шить­ся от сво­их неду­гов. Немые начи­на­ли гово­рить, слеп­цы про­зре­ва­ли, одер­жи­мые и душев­но­боль­ные выздо­рав­ли­ва­ли. Видя такую бла­го­дать, импе­ра­тор Гоно­рий и папа Инно­кен­тий I сами понес­ли тело свя­то­го в погре­баль­ной про­цес­сии. 17 мар­та 411 года чест­ные остан­ки пре­по­доб­но­го Алек­сия, чело­ве­ка Божия, были погре­бе­ны в хра­ме во имя свя­то­го Вонифатия.

Свя­той Алек­сий, чело­век Божий, стал при­ме­ром сми­ре­ния и тер­пи­мо­сти. Он все­гда гово­рил о том, что сто­ит верить в Гос­по­да и забо­тить­ся о душев­ной чисто­те. А при­вя­зан­ность к день­гам и про­чим мате­ри­аль­ным пред­ме­там тол­ка­ет людей порой на самые жесто­кие поступки